Антон Долин о творчестве Дэвида Линча - спутник кинозрителя, радио Маяк

Дэвид Линч на мой взгляд - национальный русский режиссер. Это связано с тем, что когда у нас только начали показывать западные фильмы и сериалы, в начале 90-х годов, люди привыкли, что сериалы это либо "Место встречи изменить нельзя" и "17 мгновений весны", либо "Рабыня Изаура", то есть, если западное - то это обязательно "мыло", только для домохозяек, хотя смотрели, конечно, все. А "Твин Пикс" представляет собой абсолютно гениальное сочетание с одной стороны совершенно авторской, интеллектуальной, сложной, артистической среды, с другой - в "Твин Пиксе" есть, как мне кажется, совершенно поразительная способность разговаривать с широчайшей аудиторией, то есть это действительно фильм, который ведет диалог со всеми. И Линч, конечно, гений в частности потому, что это режиссер, который всегда обладал этими двумя качествами. Это режиссер очень сложный, но в то же время не интеллектуальный, но при этом все интеллектуалы его любят потому, что его можно бесконечно трактовать, но объяснить его до конца не возьмется никто. Это единственные режиссер про которого Стэнли Кубрик, наверное, главный режиссер Америки, сказал про его фильм "Голова-ластик", это был дебютный фильм Линча, сказал, что это единственный фильм, про который я жалею, что не я его снял. Мне кажется, это комплимент довольно серьезный. И при этом фильмы Линча очень разные, но у них есть некий общий код, который в них заложен. Например, красные занавески, музыка Бадаламенти, набор актеров.

В начале этого года не только исполнилось 70 лет Линчу, но и ровно 50 лет с того года, когда он начал снимать кино.

Забавная деталь - в начале этого года не только исполнилось 70 лет Линчу, но и ровно 50 лет с того года, когда он начал снимать кино, когда он снял фильм "50 мужчин тошнит". Как это произошло - он был художником изначально, и учился в художественной школе, ветер, как он сам рассказывал, ворвался, когда он открыл окно в его ателье, и картина, полотно заколыхалось, и он увидел изображения, которые движутся.

Агент Купер - это герой идеалист, который с чистым сердцем и верой в иррациональное - это и есть сам Линч. Человек, который ищет правды, добра и справедливости, при этом веря в то, что этого можно добиться кидая камешки в бутылки.

Короткая рекомендация для тех, кто мало смотрел его фильмов, или не смотрел их вовсе, с чего начинать и как входить в его Вселенную. Мне кажется, не начинайте с "Головы-ластика", великая картина, но лучше смотреть ее в последнюю очередь, она самая авангардная, одна из лучших, но начинать с нее неправильно. А вот второй фильм Линча, типичный, но вместе стем фильм который абсолютно внятный и он для всех, это фильм "Человек-слон", 1980 года. За него Линч получил 8 номинаций на "Оскар", это был единственный такой случай в его биографии. А вот снятый после этого фильм "Дюна" либо вообще не смотрите, либо оставьте его напоследок, на то время, когда вы уже будете страстным фанатом. "Синий бархат" - второй вариант для того, с чего начинать. "Синий бархат" невероятная картина, очень страшная, абсолютно чарующая, эротически привлекательная, с гениальной Изабеллой Росселлини, наверное лучшая ее роль, с одной из лучших работ Денниса Хоппера, и оттуда начинается, хотя на самом деле в "Дюне" он впервые снялся в главной роли, это магическое сотрудничество Линча с Кайлом Маклахленом, изумительным актером, который ни у кого как у Линча таких ролей не сыграл. Потом, конечно, была роль агента Дейла Купера в "Твин Пиксе". Мне кажется он видит в нем альтер-эго, потому, что это герой идеалист всегда. Это герой идеалист, который с чистым сердцем и верой в иррациональное - это и есть сам Линч. Человек, который ищет правды, добра и справедливости, при этом веря в то, что этого можно добиться кидая камешки в бутылки. Фильм "Дикие сердцем" с Николасом Кейджем, я думаю лучшая его роль, фильм получивший "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, с чего начался европейский успех Линча.

Линч единственный человек, который может разговаривать со зрителем вне логики и разума.

И, конечно, поздние три фильма - "Шоссе в никуда", "Малхолланд драйв" и "Внутренняя империя". Их лучше смотреть по порядку. Если вы переживете для себя "Шоссе в никуда" и не будете задавать слишком много вопросов, то вы готовы к просмотру "Малхолланд драйв". "Малхолланд Драйв", в котором вообще ничего не понятно, и надо смотреть его раз шесть для того, чтобы разобраться, но при этом совершенно чарующий фильм. Линч единственный человек, который может разговаривать со зрителем вне логики и разума. Я смотрел "Внутреннюю империю" раза четыре, и каждый раз у меня рождалась новая "теория заговора" о том, о чем этот фильм, и все они были абсолютно разные, и думаю, что все вменяемые.

В 2017 году нас снова ждет встреча с Дейлом Купером и другими жителями Твин Пикс.

"Твин Пикс" Линч закончи в 1992 году, и кончалось тем, что герои, встречаясь в ином мире, в "Черном вигваме", Лора Палмер и Дейл Купер говорили, что встретятся через 25 лет. Двадцать пять лет прошло, десять лет прошло с тех пор, как Линч не снимал полнометражных фильмов, и в этом году он закончил съемочный период нового сезона "Твин Пикс". "Твин Пикс" выходит в начале 2017 года. В 2017 году нас снова ждет встреча с Дейлом Купером и другими жителями Твин Пикс. Поэтому мы все ждем "Твин Пикс".

Кинообозреватель Антон Долин, "Спутник кинозрителя" на радио "Маяк".

20 января 2016.