То, что новый «Твин Пикс» у Дэвида Линча получился едва ли не круче старого, сомневаться не приходится уже никому. Настолько получился, что некоторые критики называют третий сезон легендарного сериала новым «возвращением» Линча после долгого перерыва. Мастер за всю свою карьеру никогда и ничего не объяснял, кроме, разве что, одного: его творения следует смотреть невероятно внимательно, если вы хотите «дожить» до финальной серии, сохранив рассудок и способность что-либо понимать, поскольку своеобразный парад символов, аллегорий, сюрреалистических параллелей, ассоциаций в третьем сезоне не кончается вот уже восьмой час. А даже скорее — только начинает набирать обороты. И за ним нужно просто наблюдать, затаив дыхание, воспринимая новое творение Линча, как истинное откровение.
Оригинальная и очень сложная мифология сериала включает некоторые символы, которые, появляясь в новом сезоне, но особенно были ощутимы в восьмой серии. Обозначим их отдельно.
Комната над магазином
Первое — это, безусловно, бакалейный магазинчик, заправка Большого Эда, духи, внешне напоминающие бомжей и, наконец, та самая кукуруза, банки с которой хорошо видны через стекло магазинчика. Оригинальное название заправки — Big Ed’s Gas Farm — «Бензиновая ферма Большого Эда». Бакалейная лавка, в момент, когда заправкой стал владеть Эд, скорее всего, была уже снесена, но заправка могла остаться на старом месте. В этой же серии Рэй Монро говорит по телефону Филлипу Джеффрису, что отправился «на ферму». Если догадки верны, этот диалог может кое-что объяснить зрителям.
Рэй и Филлип
Интересный факт — Рэй общается с агентом Филлипом Джеффрисом, который фигурирует в фильме «Огонь, иди со мной», сыгранный Дэвидом Боуи. Вероятно, что Джеффрис, как и Купер, подвергся отрицательному влиянию духов Вигвама. Кроме того, в прошлых сериях был намек на то, что эта злобная версия Джеффриса хочет заполучить одержимость Бобом.
Рождение Боба
Но самая главная сцена, которую можно считать демонстрацией рождения Зла (то есть Боба), это, естественно, ядерный взрыв, который произошел в далеком 45-ом году в результате испытания «Тринити». Далее зритель видит отвратительного желеобразного монстра, «сеющего» не менее отвратительные «яйца», в одном из которых мелькает лицо Боба. Так получается, зло родом из космоса? Некоторые фанаты были слегка обескуражены, если не сказать разочарованы, поскольку считали, что Зло в Твин Пикс породил сам человек. Однако далее мы понимаем, что вигвамы появились задолго до проекта «Манхеттен». Тем более что продемонстрированный взрыв был далеко не первым, но именно он мог стать причиной рухнувшей грани между мирами – этим и тем.
Но связать Боба и ужасающее деяние рук человеческих – ядерную бомбу – режиссер решился по одной причине: он считает взрыв не технологическим злом, причиненным человечеством самому себе, а истинным, глобальным, изменившим природу человека раз и навсегда. А значит, Боб – все же творение рук человеческих!
Музыкальная составляющая сериала и в третьем сезоне является полноправным действующим лицом, поскольку тексты звучащих песен объясняют, «комментируют» многое происходящее на экране. Чего стоит одна из песен под названием «Она ушла». Именно слушая этот трек, мы видим ключевые моменты киноповествования: раскалывание черепов, заползание страшного насекомого в рот девчушки, разгуливание странных личностей, более похожих на бомжей или… на дровосеков. И, конечно же, настоящим шедевром можно назвать возвращение агента Купера, который далее будет существовать во вселенной сериала аж в трех обличьях.
Дровосеки
Продвигаясь дальше, в самую «чащу» нового Твин Пикса, зрителей ждет едва ли не самая пугающая встреча всего сериала – встреча с Дровосеком, который сильно смахивает на Авраама Линкольна. Фраза-рефрен «Есть огонечек?» и мания разламывать человеческие черепа одними руками будет, думается, сниться не одному десятку фанатов еще долго после того, как в их сознании погаснет последний кадр последней серии. Так же третий сезон, возможно, показывает мужа легендарной Леди-с-Поленом. Этим ли дровосеком он был или каким-то другим (их в сериале в изобилии), опять же решать зрителям.
Белый Вигвам
Третий сезон вводит в повествование и новых персонажей, причем как злых, так и добрых. Великан (или нет) и Сеньорита Дайдо, возможно, являются жителями Вигвама Белого. А показывает нам их режиссер для того, чтобы, вероятно, объяснить, кем же на самом деле является главная «мученица» сериала – Лора Палмер. Оказывается (опять же по одной из версий), она – посланница добрых сил в ответ на появление в Твин Пиксе сил злых, а именно, Боба. Мы видим, как ее душу специально отправили в мир людей, чтобы она могла бороться с Бобом. Поэтому-то ее смерть можно воспринимать, как мученическую, как своеобразное жертвоприношение во имя очищения людей, избавления от злого Боба. Является ли Лора «дочерью» добрых духов, остается только гадать. Тем более что один из ярчайших персонажей сериала – карлик в Черном Вигваме (Красной комнате) – говорил когда-то Куперу, что она приходится ему… кузиной.
Жаба-мутант
В заключение упомянем об еще одной загадке сериала, разгадывая которую, фанаты сломают не один десяток копий. Пара молодых людей и отвратительное насекомое, заползающее в рот к спящей девушке. Одни признают в паре родителей Лоры. Но этого не может быть по причине несовпадения дат и возрастов. Другие настойчиво твердят, что парень внешне напоминает Боба в молодости, а, значит, со временем он и стане им – главным злодеем вселенной. К тому же некоторые детали на экране – пустыня, например, – позволяют предположить, что сцена с молодой парой происходит вовсе не в Твин Пиксе. Хотя никто и не утверждал, что Боб родом из этого городка. Так что с каждой новой серией сериала легче поклонникам не становится. И эта ли не причина для того, чтобы смотреть и пересматривать весь фильм снова и снова в ожидании возможного продолжения…
В кадре, когда «мамочка» распыляет газ\жидкость «бобарин» у нее вывернуты руки.
Да, это тоже интересный момент
Изо рта в рот — это пока из другого расследования.
https://www.youtube.com/watch?v=D2JD5h82-fo
Если не секрет, что вы имели ввиду? )
То, что никто не переползал от человека к человеку, как вы написали выше. Такая штука была в фильме «Скрытый враг». Только и всего.
Да, ошибка вышла в тексте, спасибо, что поправили
С учетом безумного количества масонских, каббалистических и всяких эзотерических отсылок, это желеобразное существо — никто иной как что-то вроде небольшого Демиурга, типа Сотоны, отсылка к тому процессу, как Кастанедовский Орел, или каббалистический Эхохим порождают эманации из себя, на которых как гроздья висят пузыри-сознания людей. В близком кадре видно, что пузыри — это эмбрионы в теле «эманации». Получается, что этот безумный видеоряд, не что иное как эзотерическая версия того, чем являлись взрывы атомных бомб. Взрыв был такой общей мощности, что «микродемиурга» (наверное, это карлик) стошнило новой эманацией, видимо, новым типом людей (потому что большого демиурга обычно не тошнит эманациями, он их испускает как-то иначе), среди которых от него также отсоединился темный кусок его самого, темного сознания. Кто и был Боб.
Темные шастающие по заправке люди — они появились из дыма. Побочный продукт взрыва. Бездушные куски материала вселенной, имеющие осознание — так называемые, неорганики.
Лиловый океан, посреди которого стоит гора с узкими окнами — это отсылка к Тибетской книге мертвых, Бардо Тхедол, к месту, которое называется Бардо, потому что оно в бордовом тумане, куда уходят души, пережидая между жизнями. И узкие окна на горе — это врата в рождение, место, где распределяют души для рождения. Что и показывается, когда лысый Великан, большой Демиург, породил Лору Палмер.
Кстати, никакие это не «вигвамы», по-английски они называются Lodge — ложи. Это, конечно, отсылка к масонским ложам. Аллегорию на то, кстати, подтверждает вид театральной «ложи». И я думаю, что Великан находится в Черной Ложе. А Белую Ложу так никто и не показывал.
Спасибо, много интересных замечаний. Особенно про ложи — да, это наш странный перевод, к которому все уже привыкли просто. Про Великана можете более развернуто написать, почему вы так думаете?
А я думаю, что перевод в данном случае ничего не искажает, т.к. вряд ли здесь имеются ввиду массонские ложи только потому, что выбрано созвучное название. Для такой трактовки должно быть обьяснение, подкрепленное всем сюжетом. Проще всего делать прямые ассоциации, сомневаюсь, что это уместно для понимания посыла фильмов Линча.
А если это отсылка к театральным ложам?
Вы какой-то новый коммент писали, которого теперь нет?
Проблемы были на хостинге, сайт немного откатился, и коммент пропал, я не успел даже прочитать, просто видел, что он был. Можете заново написать.
Я в своем комментарии писала о своих ассоциациях, связанных с театральной ложей из 8-й серии. События, вызвавшие тревогу Великана, он увидел на экране и они не имели отношения к искусству, а к возникшим угрозам нашего мира. И в связи с этим вспоминается высказывание о том, что вся жизнь — театр. А как Вы думаете, почему именно Лас-Вегас был выбран как одна из главных локаций сюжета? Напрашивается мысль о том с чем ассоциируется этот город и приходит на ум крылатая фраза «Вся наша жизнь — игра». Вопрос в том кто или что в этой игре победит. А Вы что думаете об этом?
Я думаю пока, что мне нужно пересмотреть третий сезон )))
Я пока первые два пересмотрел, и фильм =)
Пересмотреть точно стоит и не один раз. Я пересмотрела несколько раз и каждый раз замечала что-то новое и удивлялась как я раньше этого не замечала. И, конечно же, каждый просмотр наталкивал меня на новые выводы, хотя каждый раз не верилось, что смогу что-то новое для себя открыть. После долгих размышлений над 3-м сезоном, совершенно по-другому стала воспринимать все предыдущие части.
Да, я с вами согласен, что всегда что-то новое можно найти со временем. Так как и сам развиваешься за этой время, и становится больше разных знаний и опыта. Я третий сезон смотрел в 2017 году два раза. И больше не смотрел, вот снова время настало =)
Насчет иного восприятия первых сезонов и фильма, после нового сезона — это правда. Он очень сильно раскрывает эту историю, иногда с неожиданных сторон.
А первые сезоны я смотрел еще больше раз.
Кстати, я сделал страницу для обсуждения 1 сезона, с небольшим опросом в комментариях. Вы можете стать первой, кто ответит на него, если вам будет не сложно )
Я бы хотела посоветовать Вам при просмотре 3-го сезона обратить внимание на все выступления Джакобби. Не понимаю почему при обсуждениях им практически не уделяют внимания. На мой взгляд посыл его речей во многом отражает и посыл фильма. Обсуждение 1-го сезона я не видела, надо поискать.
Спасибо, обращу внимание на доктора Джаккоби. Как раз только начал смотреть 3 сезон.
Дошел я до речей Джакоби, во время просмотра. Мне их сложно воспринять, как что-то поучительное и серьезное, так как он просто по факту обманывает людей. Я его персонаж в 3 сезоне воспринимал больше как сатиру на современных лидеров мнений, у которых конечная цель только — обогащение. Ну или если быть к нему более снисходительным — то можно в образе Джакоби какие-то аллюзии на искусство увидеть. На творческого человека, которые наделяет бессмысленные вещи смыслом, и скрашивает этим жизни других людей. Но опять таки — цели у этого человека — обогащение за счет других.
Обогащение за счет других это скорее манера ведения бизнеса Джерри Хорна, который, слушая Джакобби, сказал что он уже знает что состряпает, подчеркивая этим то, что он как раз принадлежит к тем кого Джакобби изобличал в своих речах и не собирается меняться к лучшему. Именно после прослушанной им речи Джакобби Джерри заблудился, потерял ориентацию и его правая нога обьявила ему, что она не его. Помните, кольцо у отрицательных персонажей всегда было на левой руке перед тем как они попадали в черный вигвам, который, на мой взгляд, связан с левыми конечностями. У Купера начались проблемы с правой рукой в конце 2-го сезона, а Купер связан с белым вигвамом. Кстати у Гордона Коула в 3-м сезоне, когда агенты ФБР вечером в полицейском участке Бакхорна обсуждали события, связанные с черным Купером, (а значит они были в темной реальности, определяемой двойником) вдруг затряслась правая рука. Коул тогда прокомментировал это: «Не в своей тарелке». А ведь он как и Купер положительный персонаж.
На Надин, которая захотела измениться к лучшему «выкопав себя из дерьма» напротив, речи Джакобби повлияли положительно и она решила избавиться от своего эгоизма и поняла, что любить по-настоящему это желать счастья тому кого любишь. Т. е. она выбрала настоящую любовь, бескорыстную. Просто Джакобби выглядит странным чудаком и его неправильно воспринимают сумасшедшим. Почему он продавал свои золотые лопаты за деньги. Это образно означает, что для того, чтобы стать лучше надо заплатить цену, отказавшись от своих эгоистичных прихотей. Надин купила лопату, заплатив за нее, а Джерри и не думал это делать. Здесь все на уровне образов, как это всегда бывает у Линча. Еще Джакобби психолог, а это может указывать также и на психологический характер поднимаемых им проблем. Тот аскетичный образ жизни, который он вел в лесу, занимаясь своим делом, отказываясь от посторонней помощи, никак не ассоциируется с жаждой наживы. Он призывает к настоящим ценностям, говоря о натуральных, природных продуктах и критикует наживу на обмане. Надо послушать все его речи.
И, справедливости ради, хочу отметить, что Джакобби сам купил эти лопаты, заплатив за них, только продает свой золотой слой. Если отвлечься от того образа, который вложил в это Линч, кому вообще нужны были бы лопаты с золотым слоем, если их можно купить в хозяйственном магазине в реальной жизни. На этом бизнес не сделаешь 🙂
Я аргумментировала как смогла свое видение, надеюсь, что достаточно ясно выразилась. Если есть другие аргументы, тоже с удовольствием прочитаю. Ведь Линч наверняка вкладывал в это определенный смысл, который следует расшифровать, иначе это было бы ни о чем, что в принципе невозможно.
Одна из сцен, смысл которых оставался для меня непонятным — это упоминание о горе Рашмор, которую агенты ФБР должны были увидеть по пути в тюрьму где содержался Двойник, но так и не обнаружили ее признаков. Но как только я узнала детали американской истории, связанной с отцами — основателями, у меня сразу появилась версия, которой могу поделиться если интересно.
Процитирую слова Джакобби:»Мы с вами по горло застряли в дерьме. Выкопайтесь из этого дерьма и направляйтесь к истине. Пора действовать!
Эти ублюдки никак не угомонятся. Гигантские международные корпорации, полные мерзких паразитов, убийц и отравителей. Они жрут деньги и срут ими же, они покупают наших политиков за гроши, а потом эти грёбаные политики гадят нам в уши, пока мы кашляем, задыхаемся и корчимся в агонии… Твари, предавшие тех, кому нужна наша помощь, тех, кто выбрали вас, чтобы сделать жизнь лучше. Чтоб вы сдохли, предатели, ублюдки и паразиты! Девятый круг ада уже заждался вас!»
По-моему очень злободневно.
А как вы связываете речь Джакоби и ногу Джерри? Я в этих событиях связи не увидел. И в деятельности Джакоби я все же вижу аллюзию на искусство, на то, что он наделял смыслом бессмысленные вещи, которые потом могли менять чью-то жизнь, да. И как раз потому, что он психолог, я его речи воспринимаю скорее как грамотную манипуляцию людьми. Насчет аскетичного образа жизни — тут не совсем понятно, нам его очень мало показывали.
Насчет лопат и золотого слоя. Ну он же продает не просто золотой слой. Он продает вещь целиком, явно по завышенной цене, при этом с минимумом вложений =)
Насчет того, кому нужны обычные лопаты. Так в этом же и хитрость маркетинга. Он не лопатами торгует, а мечтой о прекрасной жизни. Поэтому его речь по сути направленны на продажи в конечном счете. И как это бизнес не сделаешь, если он делает? Он же их продает. Это вполне себе бизнес.
А насчет его гневной речи, мне кажется, что это просто популизм. Разве не похоже на обычный популизм?
Можно долго гадать о намерениях Джакобби, но я думаю, что красноречивее всего о них может говорить их очевидный результат на примере Надин. Она смогла избавиться от своего эгоизма и была счастлива и благодарна за это Джакобби. Надин поняла что значит любить по-настоящему значит желать счастья тому кого любишь. Насчет Джерри. Вы ведь согласитесь со мной, что согласно сюжету фильма именно левая рука связана с черным вигвамом. Кольцо с зеленым камнем всегда надевали только на левую руку. В приквеле нам показали персонажей в комнате над промтоварным магазинчиком, все они были из черного вигвама и темный двойник карлика сказал что они обручены этим кольцом. Думаю то же самое относится и к ногам, там много внимания уделялось ботинкам. Однорукий Майк после своего очищения торговал обувью и все его образцы были на правую ногу, а Майк был положительным персонажем. Джерри, не собирался меняться в лучшую сторону и после эфира Джакобби он потерял контроль над правой ногой, которая как и правая рука судя по всему имеет связь с белым вигвамом. Перед тем как попасть в черный вигвам в конце 2-го сезона Купер тоже теряет контроль над правой рукой. Гордон Коул, находясь в полиции Бакхорна в связи с расследованием дел, связанных с Черным Купером тоже терял контроль над правой рукой, говоря «не в своей тарелке», что могло намекать, что он не в своей темной реальности.
Да, можете написать про гору Рашмор, интересно.
Отцы-основатели сыграли ключевую роль, подписав декларацию независимости США и создав конституцию США. Эти события имели несомненно позитивный характер для народа этой страны. Но когда агенты ФБР ехали в тюрьму к двойнику, они не увидели никаких признаков горы Рашмор, т.к. находились в темной реальности, созданной Черным Купером, в которой, судя по всему, не работают декларация независимости и конституция, будто-то не было там никогда и самих отцов-основателей. При этом Альберт показал Гордону фото этой горы. Что такое фотография? Это, своего рода, носитель памяти. Т.е. эта гора и все что с ней связано остались только в памяти. Можно сказать, что все лучшее, что было в нашем мире осталось только в нашей памяти, которую надо было воскресить. Поэтому для успеха миссии Купера, когда он отправился в альтернативный мир в 18-й серии 3-го сезона Великан дал ему главный совет: «Помни». Для этого ему нужна была Дайян, которая, на мой взгляд, олицетворяла память. Ведь в первых сезонах, обращаясь к ней, он все записывал на диктофон, который также является носителем памяти и ассоциировался с самой Дайян.
А что Вы об этом думаете?
Насчет Надин я согласен, что все в итоге привело к тому, что вы описали. Но в мою теорию этот итоге вписывается тоже легко.
Про левую и правую руку я согласен с вами, да. Я просто не связываю то, что произошло с Джерри с эфиром Джакоби. На мой взгляд, там скорее связь была с наркотиками.
Несомненно, то что произошло с Джерри связано с наркотиками. Но нам показали как по-разному Джерри и Надин реагировали на слова Джакобби, кардинально противоположная реакция. На что влияют наркотики? Они влияют в первую очередь на сознание, одурманивая, изменяют его явно не в лучшую сторону. (Наркоман-муж Бэкки тоже плохо закончил.) А вот состояние сознания вероятно олицетворяется связью с левыми и правыми конечностями.
То, что Вы назвали популизмом в речах Джакобби имеет развитие в ситуации с Нормой. Норму не интересует прибыль и она отказывается от участия в крупной сети кафе под ее брендом, где используются ненатуральные, более дешевые продукты, главной целью которой является финансовая выгода. И Норма и Джакобби заявляют, что являются сторонниками местных, качественных натуральных продуктов.
Про Отцов-основателей — интересный момент. Нужно его пересмотреть. Когда я смотрел — то не предал этому эпизоду большого значения.
Ясно что акцент на этом был сделан не случайно. Как только Гордон обьявил Альберту что они едут в Южную Дакоту Алберт сразу сказал: «Жуть как хочу увидеть гору Рашмор». Эта гора является важным символом, а, как мы знаем, весь «Твин Пикс» построен на символизме и в большей степени на американском. Думаю тем кто хорошо знаком с американской историей и культурой должно быть легче понять заложенный во всем этом посыл. Я стала замечать иногда и в других американских фильмах использование подобных символов в разных идиомах, поговорках и других выражениях, напоминающих то, что я слышала в «Твин Пиксе».
А как Вы думаете, какое определение можно дать тому что сделал Даги-Купер, выполняя поручение своего начальника Бушнела проанализировать досье. Что именно зашифровано в его каляках-маляках? У меня есть версия конкретно по его рисункам. Однорукий Майк явился ему тогда с призывом «ты должен проснуться, не умирай» побуждая Купера приступить к этой работе, подчеркивая тем самым ее важность.
Насчет призыва Майка — я его призыв не связывал напрямую с досье, скорее воспринимал, что он обращался к Куперу в целом. А насчет анализа досье — я даже не знаю. Я не анализировал эти рисунки Даги, считал их абстракцией просто. А вы что думаете? Считаете, что в них что-то конкретное зашифровано?
Да, считаю, что что-то конкретное. Благодаря анализу Даги этих досье было раскрыто мошенничество со страховками в котором примали участие Дункан Тод и представители полиции. И меня вдруг осенило, что именно могут значить эти рисунки. Эти лестницы и ступени, которые Даги нарисовал могут символизировать карьерные лестницы и ступени иерархии. Помните, он соединял линиями самую верхнюю ступень с подписью. Это может указывать на коррупцию в верхах, которую Даги по сути разоблачил.
Да, возможно и была такая задумка.
С другой стороны — он там рисовал абстрактные примитивные рисунки, каждый из которых бы с чем-то ассоциировался.
Но вообще, ваша версия подходит по логике.
Ну почему Великан в черной ложе если он породил дух Лоры, который противопоставляется темным силам? А грязные бородатые мужчины с заправки часто изображаются полупрозрачными, при этом из сюжета становится ясно, что далеко не каждый способен их видеть. Можно догадаться что они олицетворяют. Думаю это их имела ввиду Сара когда предупреждала: «они идут».