Образы 3 сезона Твин Пикс, и как я их понимаю

Статья, присланная для участия в творческом конкурсе.

Автор — М. Подколина.

В третьем сезоне «Твин Пикс» Дэвид Линч заставляет нас задуматься над проблемами, угрожающими существованию нашей цивилизации, над деградирующим моральным обликом человечества. То, какими художественными приёмами воспользовался режиссёр, чтобы донести до нас идею своего фильма демонстрирует его высочайшее мастерство. Он не говорит с нами прямо, а оперирует исключительно образами, заставляя нас думать, будоража наше воображение. Сюжет фильма изобилует символами которые зрителям предстоит разгадать.

Я хочу написать о том, как я понимаю смысл 3-го сезона.

В фильме нам показывают два мира, мир Кэрри Пэйдж и мир Твин Пикса. В мире Твин Пикса мы видим две реальности, одна из которых является тёмным отражением другой. Существуют эти две реальности не параллельно, а переменно. Судя по всему, события светлой реальности отстают во времени от событий её тёмного отражения, и этим объясняется чехарда со временем. Тёмная реальность доминирует и это реальность двойника-Боба, где господствуют насилие, наркотики, предательство и равнодушие. В ней происходят сцены где Ричард сбивает на грузовике мальчика, пытается убить свидетельницу Мирьям, где Одри спорит со своим мужем, стреляет из машины маленький мальчик, нашедший там пистолет, что-то ужасное происходит с девочкой в машине из которой сигналила пожилая дама, где Эд сидит в одиночестве на своей заправке со стаканчиком бульона, беседы наркоманок в доме у дороги и ползающая по полу девушка, которую скинули со стула, где происходят сцены с дочкой Шелли и её наркоманом мужем. Вторая реальность та, события которой происходят на фоне тех, в которых участвует сам Купер в образе Даги. В ней везёт самому Куперу и тем, кто его окружает, с ней связаны все позитивные события фильма. Как только парочка киллеров попала на её территорию, ей сразу не повезло, а с приближением пробуждения Купера всё меньше везёт двойнику и всё больше мы видим проявления светлой реальности в которой раскаивается коллега Даги Энтони, у Эда с Нормой всё хорошо, где вещает Джакоби, призывая к борьбе против несправедливости, Надин решает измениться, очнулась Одри и нас знакомят с парнем с зелёной перчаткой.

Двойник не может без координат, которые он ищет, оказаться в одном пространстве с Купером т.к. они взаимоисключают друг друга, олицетворяя собой две противоположности, как и две связанные с ними реальности.

На протяжении всего фильма происходит конфликт этих реальностей, символизирующий борьбу сил добра и зла и в итоге время останавливается и наступает тьма, что свидетельствует о том, что зло, к сожалению, пока доминирует.

Мир Твин Пикса — это образ реального мира и все персонажи и события в нём также являются образами.

Главным вопросом сериала является вопрос «Кто тот спящий?», озвученный в фильме Моникой Белучи. Для того, чтобы ответить на него, надо сначала понять кто такая Джуди. Джуди — это порождение первого в мире испытания ядерной бомбы, а значит она олицетворяет собой ядерную угрозу и агрессию и победит тот мир, в котором её не будет.

Спящим является КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ, ведь Купер спал не в прямом смысле, спал только его разум.

Миссия пожарного (Великана) заключается в том, чтобы ПОТУШИТЬ ПОЖАР потенциальной ядерной ВОЙНЫ.

Чёрный огонь — это огонь войны, а белый огонь — это энергия мира и созидания.

Великан символизирует МИР, в смысле, противоположном войне.

Твин Пикс 3 сезон Великан
Carel Struycken and Joy Nash in a still from Twin Peaks. Photo: Suzanne Tenner/SHOWTIME

Боб, являясь порождением Джуди, олицетворяет собой искушение, в том числе искушение использования ядерного оружия.

Лоре отводится очень важная роль, без неё нельзя победить Джуди. Она олицетворяет то, с помощью чего можно противостоять угрозе и искушениям, вероятно это любовь и сострадание, воля к сопротивлению и борьбе, которая на момент убийства Лоры была сломлена.

Женщина в бункере, вероятно, олицетворяет собой страх и подчинение. Она называет Джуди своей матерью потому, что угроза и агрессия породили её. Дальнобойщик в баре, вступивший в конфликт с Джуди, символизирует провокацию.

Белая лошадь может олицетворять человеческую душу — белая снаружи, чёрная внутри.

Купер, скорее всего, представляет собой человеческий разум.

Сцена, в которой происходит раздвоение изображения Купера, может символизировать момент пробуждения нашего разума. Процесс превращения Найдо в Диану олицетворяет его прозрение, осознание того, что мы живём неправильно.

То, что Купер отправился спасать Лору может означать, что наш разум выбрал любовь, сострадание и волю к борьбе. Для этого ему пришлось вернуться в прошлое, что можно интерпретировать как возвращение к старым духовным ценностям. Для достижения своей цели он обратился за помощью к Джеффрису, который указал ему путь. Значит Джеффрис может олицетворять собой истину, ведь истина, как и сам Джеффрис, всегда где-то скрыта.

Майк, призывающий Купера(наш разум) к пробуждению и сопровождающий его на пути к истине, мог символизировать здравый смысл.

Двойник-Боб это олицетворение жажды власти и наживы. Вспомните его слова «Я ничего не хочу, мне это нужно.» Поэтому нельзя было допустить, чтобы он нашёл Джуди. Ведь обладание им её потенциалом могло привести к фатальным последствиям и мир погрузился бы во тьму насилия, несправедливости, хаоса и равнодушия, того с чем призывал бороться Джакоби. Его призыв «Выкопайте себя из дерьма» и является главным девизом фильма.

Прототипом такого мира и является мир Кэрри Пэйдж и то, что хозяйкой дома Палмеров в нём оказалась реальная хозяйка этого дома делает намёк на то, что это и есть лицо нашего с вами мира.

Пробуждение Купера в мире Кэрри Пэйдж означает пробуждение разума в нём.

Сама Кэрри Пэйдж олицетворяет всех нас, тех, кто устал от груза свалившихся проблем, отказался от борьбы, утратив волю к ней, и решил плыть по течению, уступая соблазнам и слабостям.

Пробуждение Лоры в Пэйдж означает пробуждение в людях воли, любви и сострадания.

Кэрри Пэйдж и Дейл Купер
Photo: Suzanne Tenner/SHOWTIME

Диана могла олицетворять информацию, знание, обладание которыми помогло Куперу(разуму) проснуться в нашем мире. То, что Диан у гостиницы было две, могло указывать на двойственность того, что она олицетворяла.

Сын двойника Ричард был порождением власти в сочетании с деньгами, а значит он мог символизировать произвол и вседозволенность.

Парочка киллеров сама провела аналогию между собой и правительством. Это позволяет предположить, что они и есть образ правительства, которое служит злу, являясь марионеткой в руках тех у кого есть деньги и реальная власть.

Бухгалтер, расстрелявший их,- это образ народа, который потерял терпение от того, что правительство, защищая интересы власть имущих, ущемляло при этом интересы самого народа. Акт расстрела, видимо, символизировал свержение правительства взбунтовавшимся народом.

Гордон Коул и его команда символизировали силы добра, ведущие борьбу со злом и то, что они были заодно с Джеффрисом могло свидетельствовать о том, им была известна истина к которой относились слова Коула о Джеффрисе, что он перестал существовать в привычном смысле.

Дровосеки — это рабы зла. Жена Хастингса — лицемерие. Тод — это продажность. Братья Митчумы — олицетворяют доброту, полицейские Лас-Вегаса — глупость и тщеславие, Бушнелл — порядочность.

Парень с зелёной перчаткой — это тот кто победил Боба (искушение), значит он мог олицетворять целомудрие.

Одри — узница сомнения и нерешительности, как и многие из нас. Она сама не знает чего она хочет. Её муж тоже образ, вожможно образ её подсознания.

Билли, который предавал Одри с Тиной, а Тину с Одри, мог олицетворять предательство, а уродство его внешности могло символизировать уродство его души. Повторение им слов за другими(особенно за предателем Чедом) могло намекать на постоянное повторение предательства. То, что он сидел всё время в клетке могло символизировать, что он был заключён в клетку своего морального уродства, поэтому его не было наверху вместе со всеми.

Если следовать всей этой логике, Маргарет может символизировать предчувствие.

Нашим домом Великан называл вигвам, значит вигвам — это наш дом в общем смысле этого слова.

Фраза «мы живём во сне» также имела переносный смысл, означая, что мы живём в заблуждении, не отдаём себе отчёта в нависшей над нами угрозе.

А дата 2 октября и время 2:53 могли означать дату возможного конца света, если мы не одумаемся и не изменим наш мир. Это мог быть, к примеру, 2253 год.

Когда Куперу всё же удаётся спасти Лору, происходит сцена в доме Палмеров, где по жутким звукам, похожим на какой-то звериный вой, издаваемый Джуди, можно предположить, что для неё что-то пошло не так. Она пытается выместить своё зло на фотографии Лоры, возвращение которой, видимо, и является причиной этому. Появляется повторяющийся тяжёлый металлический звук, будто заклинило что-то очень мощное и масштабное. Сара начинает бить по рамке с фотографией и время для неё останавливается, т.к. движения её повторяются и нам показывают как она снова и снова разбивает стекло, не успев повредить саму фотографию. Всё отключается и экран становится чёрным. Это может означать, что мир в котором есть Джуди перестал существовать. То же самое происходит и в конце 18 серии, как только в Пэйдж пробудилась Лора, всё отключилось и тот мир перестал существовать в том виде, в котором он существовал до этого. На основании этого можно предположить, что больше нет мира, в котором существует угроза в лице Джуди.

Своим фильмом Линч призывает всех нас измениться самим и сделать наш мир лучше.