Мысль о том, что настоящее телевидение началось с Дэвида Линча, который перевернул его с ног на голову, – практически «общее место» для любого разговора о легендарном «Твин Пикс». И это действительно так. Доказательством тому может служить настоящий творческий и фан-культ, родившийся из сериала. Рок-песни и альбомы, отголоски, упоминания, прямые цитаты, даже пародии в мульт- и художественных сериалах. Не говоря уже о том, что приезд детектива в маленький городок «со странностями» для расследования убийства – это основа телевизионных сюжетов, которые создавались, и еще долго будут создаваться во всех странах мира. Трудно поверить, что первая серия шоу вышла более тридцати лет назад. А новые смыслы и подтексты, мифы и реальные истории о его создании и создателях продолжают открываться и по сей день.

Дэвид Линч и нуары сороковых

Многие знают, что Дэвид Линч и его «Твин Пикс» повлияли на мир художественного кино и телевидения. Но гораздо меньше людей знают, что есть целый жанр и отдельные его представители, которые повлияли на «Твин Пикс». А именно, нуары сороковых годов прошлого века. Особая атмосфера, обилие неона, роковые, загадочные женщины – всего этого было в избытке в американском и европейском кинематографе того времени.

Влияние начинается прямо с имени главной героини, Лоры Палмер, которое было навеяно Линчу фильмом «Лора» 1947 года. В нем то же есть роковая блондинка и полицейский, расследующий убийство.

В «Твин Пиксе» можно найти и отголоски из фильма короля нуарного саспенса Альфреда Хичкока, «Головокружение», где появляются два женских образа – блондинки и брюнетки – сыгранных одной актрисой. Это повторит Линч с Лорой и Мэдди Фергюсон.

Узнаваемую же эмблему сериала можно отыскать на пыльной вывеске мотеля из фильма «Почтальон звонит дважды».

Фанаты шоу знают, что у Лоры Палмер есть прототип. Но не киношный, а вполне реальный – Мэрилин Монро. Именно ее историю до сериала хотели рассказать Дэвид Линч и Марк Фрост. Проект не сложился, но трансформировался в «Двойные вершины», где убили не Мэрилин, а Лору, у которой, кстати, была и наркотическая зависимость, и тайная жизнь. Кроме этого, у нее был и дневник, которому, как Мэрилин, Лора доверяла и свои, и чужие тайны.

Головокружение Альфред Хичкок

Кадр фильма «Головокружение» (1958), режиссер Альфред Хичкок

Изнанка американской жизни

Список того, чем вдохновлялся Дэвид Линч, далеко не ограничивается лишь нуарами сороковых. Главной и любимой темой мастера, легшей в основу сериала, всегда было разоблачение, выворачивание наизнанку мнимой благопристойности американского образа жизни, особенно в провинции. Но первооткрывателем здесь был далеко не он. В пятьдесят седьмом году прошлого века Америку потряс фильм «Пэйтон Плейс», где разбивались глянцевые фасады приличия, за которыми происходило трудное взросление американских школьников. Авторы «Твин Пикса» смотрели фильм, когда только начинали создавать сценарий. Так что немудрено, что несоответствие лицевой и изнаночной сторон жизни в провинциальной Америке было показано ими в шоу с такой пугающей и завораживающей остротой.

Еще одной отсылкой к американской поп-культуре являются образы Джеймса и Донны. Он – парень на мотоцикле – олицетворение актера Джеймса Дина, сыгравшего в 1955 такого же мальчиша-плохиша в фильме «Бунтарь без причины». Влюбленная же в него Донна – повторение примерной девочки, обожающей мотоциклетного бунтаря. И пусть Линч не изобрел Америку в «Твин Пиксе». Но он точно показал ее такой, какой она есть, а его метафоричный телеязык только усилил ее ложь, фальшь и лицемерие.

Пэйтон Плейс 1957

Кадр фильма «Пэйтон Плейс» (1957), режиссер Марк Робсон

Ожившие картины

Фанаты Линча со стажем знают, что начинал он свой творческий путь вовсе не с кино. Прежде всего, Линч – художник, а уже потом режиссер и сценарист. Может быть, поэтому каждый кадр сериала, каждый его образ, композиция, цветовая палитра, даже положение персонажей в кадре очень художественны и напоминают скорее живописные полотна, нежели короткий метр.

На самом деле, это не догадка фанатов, а действительный факт, подтвержденный самим Линчем: режиссер часто повторял, что Эдвард Хоппер и Фрэнсис Бэкон – его любимые художники, влияние которых на его творчество очень сильно. В частности, именно «Сидящего человека» Бэкона можно найти в Черном Вигваме, его антураже, стилистике, палитре. А обилие яркого и опасного неона – это дань Хопперу, чьим реализмом и почерком Линч очень часто и публично восхищался.

Если пойти еще дальше, то в «Твин Пиксе» можно найти не только отсылки к классической живописи, но и… к комиксам. Не одно поколение американцев выросло на приключениях школьника Арчи и его друзей. В этом явлении массовой культуры все идеально – от персонажей до их поступков. А Твин Пикс – это прямая противоположность городка, где живет Арчи. Вернее то, что от него осталось после того, как над ним поработал гениальный Линч.

Сидящий человек 1961 Фрэнсис Бэкон

«Сидящий человек» (1961), Фрэнсис Бэкон / Кадр 1 сезона «Твин Пикс»

Демоны Твин Пикс

Дэвид Линч, являясь безусловным гением, очень увлекающаяся личность. В перечень его страстных хобби входит не только кино, живопись, медитация, кофе, но и оккультизм. И «Твин Пикс», как творение гения, стал отражением практически всех его увлечений. Потустороннего достаточно много и в предыдущих его работах, но в сериале следы демонического встречаются практически на каждом шагу.

Коллекция рисованных знаков из Черного Вигвама, собранная агентом Купером, не привиделись режиссеру во время одной из его медитаций. Их можно найти на страницах «Лемегетона» — мистического «пособия» по демонологии, которым, помимо режиссера, активно интересовался англичанин Алистер Кроули, псевдоученый, специализирующийся на оккультных науках. В «Лемегетоне» есть не только рисунки из «Твин Пикса», но и подробное описание каждого из семидесяти двух демонов ада, а так же руководство по их вызову в этот мир.

Является ли Линч последователем Кроули, подлинно не известно. Но демоны сериала, осевшие в Черном Вигваме, ходят и говорят наоборот точно так же, как в описанных Кроули ритуалах черной магии, которыми руководствовались его ученики. Так что способ произносить слова задом наперед – это не оригинальная идея Линча. Хотя от этого он выглядит не менее впечатляюще.

Твин Пикс символы

Символика сериала «Твин Пикс»

Имена Твин Пикса

Линч называл своих героев не только именами вымышленных персонажей из нуаров сороковых, как это было с Лорой Палмер и Мэдди Фергюсон. Брал он имена людей и вполне реальных. И это был не только Джеймс. Главный персонаж сериала также назван «со смыслом».

В 71 году прошлого века Ди Би Купер прославился в США тем, что угнал самолет, получил двести тысяч долларов и… бесследно, загадочно исчез. Ни одна из спецслужб так и не смогла раскрыть это преступление.

Братья Хорны были названы в честь производителей американского мороженного – Бена и Джерри. Возможно, параллелей с именами реальных людей в сериале гораздо больше. Мы же знаем только о тех, о которых рассказал нам сам Линч.

Кстати, хоть агент Купер и носит имя реального преступника, его образ идеален и безупречен. Словом, он такой, каким бы хотел быть сам Маэстро. А именно, совершенным во всех отношениях – от внешности до чувства юмора, от дедуктивных способностей до харизмы, от очарования до успеха у женщин. А еще, как Линч, Купер жить не может без кофе и готов пить его круглосуточно, естественно, со свежим вишневым пирогом.

Дейл Купер Твин Пикс

Идеальный спецагент Дейл Купер