Статья, занявшая 2 место в нашем конкурсе.

Автор — Лена Волошина.

Однажды, сидя в салоне красоты, я разгадала «ракурс» Линча. Я сидела в кресле для мытья волос, посреди зала была зеркальная колонна заканчивающаяся зеркальным навершием по своей окружности уже, непосредственно, на самом потолке; по всему периметру зала были большие от пола окна и сразу же к ним, со стороны улицы, примыкал тротуар. Таким образом, я сидела в кресле с запрокинутой головой и смотрела в зеркало колонны на потолке и видела в нём людей, которые ходят по залу и одновременно людей, которые идут по улице, добавьте сюда «до» и «после», сны и вот вам ракурс Линча! Неподготовленному человеку может показаться бессмыслицей видеть на экране одновременно, без совершения привычного последовательного перевода взгляда с одного предмета на другой, улицу и помещение, а если прибавить к такому «виду» еще и бессознательное сознание, отраженное в снах, и «тени» прошлых событий и то, что повлекли они за собой в будущем, то есть то, что происходило раньше и будет происходить позже, естественно, что весь этот кажущийся «хаос» вызывает панику и, как следствие, отторжение и, как минимум, обвинение в отсутствии смысла.

Я опишу некоторые события фильма в моём понимании, описанного выше, режиссёрского взгляда Дэвида Линча. Я не буду давать отсылки к сезонам так как те, кому, действительно, хочется разгадать тайну, безусловно, видели все сезоны и отдельный фильм «Сквозь Огонь» и вырезанные из него сцены.

Черный вигвам, как пояснял помощник Хоук, это тень от Белого вигвама, воплощение плохого, «плохая» реализация, если можно так выразиться. Поэтому существуют три реальности, три личности, три мира. Мир происходящих событий, то есть сама жизнь, мир теней (Черный Вигвам) и мир ангелов (Белый Вигвам). У главных персонажей ведущих, непосредственно, борьбу со злом три личностных ключа и три воплощения. Параллели миров, то есть их разграничение, Линч проводит посредством смены имен, автомобилей, которыми пользуются герои, одежды, и тд (их смена дает понять, что герои перешли на другой уровень развития сюжета). К этому добавлены отдельные сцены происходящего в Белом Вигваме в Чёрном Вигваме и, непосредственно, в самой Вселенной. Экзюпери говорил: «В действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле».

Поэтому одновременно существует и плохой Купер и хороший Купер, и Купер- Да

ги. Три Лоры, Лора в Чёрном вигваме, Лора в Белом вигваме и Лора в Твин Пикс. Лора, Майор Бриггс и Джудит персонажи не имеющие границ поэтому они имеют свойство отражаться и во Вселенной (например лицо Бриггса среди звезд, произносящее для Купера «голубая роза»); Джудит- бесполое тело во Вселенной и Лора золотой шар во Вселенной.

В первом сезоне Хоук рассказывает агенту Куперу, что каждый дух должен пройти через Черный Вигвам на пути к совершенству, только обладающий безупречной храбростью может сделать это. В противном случае, Вигвам поглотит его.

Это примерно то же, что и в сказках: паук стоящий на страже меча (достижение осознания бессознательных мотивов или ограждение сознания от деструктивных импульсов).

Виктор Гюго говорил об этом словами «Душа человека, подобно небу, может быть сумеречно- ясной, для этого достаточно соприкосновения с тьмой. Душа пройдя через ночь, хранит след не только мрака, но и след Млечного пути. Только добродетели и достоинства ее сверкают во тьме».

Что суть непременного становления любого героя.

Новый сезон «дался» мне тяжело и не сразу. «Твин Пикс» 90-х был, пожалуй, одним из самых ярких событий моих юных лет, тогда вообще было мало качественного зато было много нового. Мне было 15, когда сериал вышел на экраны, надо ли рассказывать, что выхода серий я ждала не меньше чем английская королева и, хоть приёмов и не покидала, но садилась к телевизору с трепетанием сердца! Просмотр первых серий третьего сезона привел меня лишь к двум УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ, что: а) Линч сделал ставки на молодёжь, отсюда много чернухи и кровожадности, сгустил, так сказать, краски, дабы молодь не побрезговала лицезреть и б) количество серий было умелым ходом Линча в целях обеспечить себе и любимым актерам (есть определенные артисты которых именно ЛЮБИТ снимать Линч)) безбедное заслуженное существование. Сомнения в его порядочности после рассмотрения «послужного списка» режиссерских  работ будут явно излишними.

Досмотрев до 8 серии с такими мыслями, я сказала дочери, ей 20 лет и, конечно, она безумно влюблена в Твин Пикс, а как же иначе;)), я сказала, что заканчиваю просмотр, так как остаточным эффектом от сего действа имею лишь бессонные ночи и жуткие «послевкусия» наверное, чуть ли не этой гормонбозии. Говорю, мол, где дух Твин Пикса, в котором туман и ночная прохлада ощущались буквально кожей, где пожухшая листва шуршала под ногами и отражалась в рисунке и осенних красках теплого кашемира в который так заботливо были одеты герои, говорю, где воздух, где Великий Мастер Жанра, я задыхаюсь в этом «мире 25 лет спустя». Дочь, в свою очередь, настаивала на том, что Линч Великий Режиссер и у него не может быть «плохо» априори! Короче, своими уговорами, низкий ей поклон обнимашки и тд и тп), она вернула меня в просмотр.

Первой 8 серию посмотрела дочь и, говорит мне, нужно смотреть, я говорю, дайка я угадаю, этот гремучий коктейль который заколотил Линч в предыдущих семи сериях наконец то взорвался. Я смотрю 8 и….. во мне словно что то прорывается, я не знаю как такое возможно и имело ли место это только у меня или у кого то тоже случилось такая «метаморфоза», а, именно, ощущение, словно во мне так же произошел взрыв и все плохое, накопленное годами, все подавляемое, скрытое, злоба, ненависть, обиды, все это взорвалось и исчезло вместе с 8 серией. Теперь я не верю в то, что Линч растянул сериал умышленно, по, якобы, требованию продюсерской команды определенного количества серий. Он ЗНАЛ чего хочет и, как грамотный стратег, все рассчитал и добился задуманного эффекта, к которому стремился, намеренно.

Я испытываю восторг, когда удается прикоснуться к истинно великим произведениям искусства, к иконе, написанной поэтом в словах, как у Иосифа Бродского в стихотворении «Сретенье», или, как у Осипа Мандельштама в стихотворении «Валкирии», услышать четко отбиваемый нарочито грубый и безапелляционный как сама стихия (народ) ритм простого народного танца одновременно с ритмом легкого и невесомого па- де- де другого класса общества, потрясающий эффект симбиоза противоположностей в одном соитии-танце-стихотворении; точно так же Линч, как величайший режиссер и сценарист, добился эффекта роста духа и преображения душ посредством своего произведения.

Если бы мой ровесник спросил бы у меня сейчас рекомендую ли я смотреть новый сезон «Твин Пикса», я бы ответила да, но только начать с 8 серии и смотреть до конца, как «Хазарский словарь» Павича), а после, уже предыдущие до восьмой. Вот такой эффект «стирания» негатива словно ластиком) произвела на меня 8 серия. Возможно, дело в ракурсе, ведь не зря сам Линч советовал смотреть сезон как фильм в кинотеатре с выключенным светом сосредоточившись на экране; возможно, показывая зрителю эпизоды катастрофы вселенского масштаба, его, зрителя, мелкие «нажитки» окажутся столь незначительными по сравнению с этой катастрофой, что в сердце вновь вернется любовь и желание делиться этой любовью и заботой с ближним, как хозяин трейлерного парка с газонокосильщиком). Такой эффект обнуления произвел на меня Линч своей восьмой серией. И я, как шарик, катящийся по этой бесконечной зеркально отраженной петле, вновь оказалась на исходной позиции любви, как начале отсчета, как знать, но, главное, что бы это «обнуление» произошло только на экранах и отвратило проявление себя в жизни в наше сложное время. Нужно улучшать начатое а не начинать сначала. Ведь каждый может очистить себя и без золотой лопаты!

Энергии атомного взрыва хватило на то, что бы добросить до земли странное насекомое, порожденное матерью зла. Насекомое проникает внутрь тела молодой девушки.

Этот «симбиоз» хорошо мне знаком, он встречается в многочисленных работах бесконечно любимого мною Рене Лалика.

Зло, оно же Джудит, отображено Линчем, бесполым. Мы называем его матерью, так как Ранет в бункере назвала стучащего «мамой», в реальности мира Твин Пикс, зло живет непосредственно в теле матери Лоры, Саре и в 3 реальности альтернативного мира Кэтти работает в кафе под названием «Джудит», то есть находится внутри зла. Эти переплетения доброго и злого, светлого и темного напоминают инь и янь, в черном белое ядро в белом чёрное, привет Боб), все слилось воедино и эта борьба противоположностей находит отражения в событиях на земле, в нашем случае в городке Твин Пикс.

Примечательным аспектом в режиссуре Дэвида Линча является введение в фильм сексуальных сцен, на мой взгляд, ни один режиссер до него не использовал их с такой целью, а именно: исключительно с целью раскрытия персонажа и ТОЛЬКО как его продолжение, то есть только, как движение вперед, если можно так выразиться. В третьем сезоне три любовные сцены, как и три реальности! Первая из них это студент, подрабатывающий наблюдателем за кубом (куб был построен «злым» Купером для поимки настоящего,  он «подстелил соломки» на случай если агенту Куперу удастся выбраться из Черного Вигвама) и его девушка, сумевшая проникнуть в помещение при странных обстоятельствах. Пока студент «отвлекался» в куб попал Куп) и, ускользнул, следом за Купером в кубе появилась гнавшаяся за ним Джудит и «сорвала зло» на парочке за такую оплошность. Вторая сцена, это Даги и Уотс, и третья- Даян и Купер (Ричард). В последней сцене любви в мотеле, где Купер просыпается Ричардом, Лора Дерн закрывает руками его лицо, так как не может осознать/опознать кого любит, а сама она, как Вселенная чужда памяти и, как женщина, переполнена чувством (на другом уровне у Даен заклеены глаза). Во всех трёх случаях женщина, в процессе сексуального акта, находится в доминирующей позиции, это может указывать на то, что женщины в этой борьбе играют решающую роль.

Первые два сезона, как я уже говорила, были очень живописными (о чем я сожалела при просмотре нового не понимая главного посыла) и, по большому счету, позитивными. Первые два сезона- это «Белый Вигвам», в котором агент Купер встречает единомышленников, раскрывает тайны, получает помощь и содействие от друзей и сверхъестественных сил. «Сквозь огонь» и «эпизоды» » состоят из событий на пути «к Джудит», то есть, если можно так выразиться, это путь по следам зла в логово зла, и, в связи с этим, персонажи, расследуя дело «Голубой розы», буквально наступающие злу на пятки, встречают сопротивление в итоге, пропадают. Новый, третий сезон фильма, со столь непривычным количеством крови, насилия и страданий это сезон, непосредственно, битвы, сражения добра со злом, тьмы со светом.

Его посыл в том, что спасительным для мира явилась Лора, как золотой шар, золотое ядро в противовес Бобу, и только ей удалось предотвратить катастрофу. И хитрый Линч не спроста указал на золотые лопаты, что бы мы не питали иллюзий, что от всего содеянного можно откупиться стоит лишь приобрести «золотую лопату» и «раскопаться» (дать денег и откупиться), нет, он дает ПОНИМАНИЕ того, что только Вера спасительна, только ей под силам искупление и только она, пройдя трудный путь, сможет разжечь огонь в Белом Вигваме, а Купер, как образец смелости, духовной отваги, то есть воин, отправляется на битву с целью спасти Лору, что значило для него спасти Веру. Что, в конечном счете, является и целью самого Маэстро Режиссера в каждом из его фильмов.

Продолжая размышления на тему «ракурса» Линча я пришла к мысли, что он оказался не так прост в разгадке, как я смела заметить, да, реальности три, плюс сны и тд, и все сливается в одном отражении, но, не одного зеркала, а зеркал стоящих друг напротив друга. То есть все отражается во всём. Как шарик Боуи катится по отраженной петле и перетекает с одной стороны на другую, так и события, отражаясь в одном «зеркале» реальности тот час находят отклик и в другом. Поэтому в финальной 18-й события в офисе шерифа происходят на фоне лица Купера (может быть 18 это 1 и 8, то есть герой и новый мир). Как говорит сам Линч «время в фильме течет в обеих направлениях», почему же нельзя считать героя единицей отсчёта и стартом нового финала. У мальчика, сына женщины наркоманки из 3 серии на майке нашивка в виде цифры 1. Каждый из нас первый, несмотря что окружает его вокруг, и каждый строит свою Вселенную!

Линч настолько умен, что, не смотря на насыщенность его картин персонажами и событиями, он, своей грамотной режиссурой, всегда оставляет место для зрителя. Его зритель не простой потребитель, довольствующийся форматом фастфуда (не всегда свежим), его зритель ВСЕГДА участвует и всегда ПРИЧАСТЕН. После его фильмов получаешь опыт, ты, словно «проживаешь» его кино, что, по мне, невероятно круто! Суть «Твин Пикс» в том, что на каждом лежит ответственность за катастрофу, даже если ты просто хозяин трейлерного парка а не агент ФБР. Не обязательно быть героем и идти в «темноту впереди», как пел Владимир Семёнович, «заземлить» электричество негатива под силу каждому.

Первый Купер подтянутый, сильный духом и здоровый телом, с твердостью в суждениях, но, с мягкостью в душе, при этом он добр, отзывчив и безупречен в вопросах морали; второй Купер- зло, пояснения излишни, все очень «живописно» представлено в сезоне). И, третий Купер, Даги, человек с лишним весом, не любимой работой, мелкий мошенник, игрок, любитель клубнички), то есть, среднестатистический обыватель планеты Земля) не заключен ли в этом так же намек на человеческую природу? Вариации на тему «посмотрите на себя со стороны»?) И, что самое главное, выберите, кем хотите быть. Сразу вспоминается камень лежащий у распутья дорог на пути богатыря, героя русских сказок, со своей неизменной надписью: «налево пойдешь…». В конце концов Даги «меняется». Это может быть намёком на то, что каждый из нас может попасть под влияние тьмы и быть на стороне зла, каждый из нас может предаться лени и бездействовать как тульпа/оболочка, но, КАЖДОМУ дана свобода выбора пути и никогда не поздно измениться стать еденицей и начать новый отсчет бесконечности в направлении света.

Я считаю, что Линч первый кому удалось повенчать «розу белую» с, буквально, «чёрной жабой» на земле, как писал Сергей Есенин.