Дэвид Линч и его бессмертное наследие

«Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда», «Дикие сердцем», «Твин Пикс» – это лишь неполный список кинотворений, уникального в своем жанре, американского кинорежиссера Дэвида Линча. Благодаря своему режиссерскому таланту, он является обладателем многих значимых наград — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного каннского кинофестиваля, и призом за лучшую режиссуру, а кроме этого, обладатель награды «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф.

Дэвид Кит Линч — режиссер, а кроме того сценарист, музыкант, художник, недавно отпраздновал свое 70-летие. Эти годы не прошли зря, он подарил зрителям превосходные фильмы-головоломки, с неповторимым, узнаваемым стилем, которые навсегда обессмертили его имя в истории кинематографа. В его карьере было место падениям и взлетам. Так, одни фильмы не окупались в прокате, например «Дюна», «Малхолланд Драйв», другие вызывали непонимание критиков, но, в итоге, Линч был трижды номинирован на премию «Оскар» за лучшую режиссуру, а признание и любовь поклонников его творчества только росли.

Дэвид в молодости
Дэвид в молодости

Первым полнометражным дебютом Дэвида стал муви «Голова-ластик». В этом фильме мастер сразу проявляет свою удивительную способность в создании тонких сюжетных хитросплетений. «Голова-ластик» представляет собой путешествие внутрь человеческого сознания. Персонажи фильма и окружающее пространство здесь не претендуют на реализм, они выступают в роли метафор и символов. Сам Линч характеризовал этот фильм как «сон о тёмных и тревожных вещах», и называл его своим «самым духовным фильмом». После выхода «Головы-ластика» коллеги из Голливуда пригласили режиссера снимать фильм «Человек-слон». Эта лента соприкасается с темой гуманизма, где внешне уродливый, страшный герой оказывается по своей сути человечнее, чем «обычные» люди вокруг него. Несмотря на изначально прохладное отношение к ленте, через некоторое время, как это часто случается с действительно хорошими кинолентами, становится культовым и получает восемь номинаций на премию «Оскар», одна из которых — за режиссуру.

Воодушевленный успехом, в середине восьмидесятых, Линч являет на свет триллер «Синий бархат», о секретной преступной структуре, контролирующей жизнь тихого городка в США. Эта работа вовсе возносит ее создателя к вершине голливудской славы. Картина — неиссякаемый источник стилистических приёмов, впоследствии проявившихся в других фильмах режиссёра. Например, сцена и певица. Понять, что это значит, зрителю предстоит самостоятельно.

Свою другую награду «Золотую пальмовую ветвь» мастер получил за кинокартину с Николасом Кейджем и Лорой Дерн «Дикие сердцем», в которой, по сюжету, невзирая на мир, населенный жестокими людьми, «дикими сердцем», есть место любви. Одну из своих дочерей, кстати, Дэвид Линч назвал Лула Богиня (Lula Boginia) в честь главной героини этого фильма.

Дэвид Линч - сюрреализм
Легенда сюрреалистического кино

Режиссер продолжил работу, и в 90-х появляется на свет самый загадочный сериал, по мнению зрителей, «Твин Пикс». Сюжет которого разворачивается вокруг распутывания загадки странного убийства школьницы Лоры Палмер, в маленьком городке. Сериал с первой серии завоевывает огромный успех и признание аудитории, однако через год создатели вынуждены остановить его производство из-за низких рейтингов. Однако, годы спустя, подобно дорогому вину, поклонники Линча переоценили сериал. Одни пересмотрели его заново, другие открыли впервые, так «Твин Пикс» стал одним из самых значимых. До сих пор под Сиэтлом (США), происходит ежегодные встречи фанатов «Твин Пикса».

«После окончания съемок, мне стало грустно, — говорил Линч, — было слишком сложно покидать тот мир. Я находился в состоянии влюбленности к Лоре Палмер и ее противоречия: сияющую на поверхности и затухающую внутри. Мне еще хотелось наблюдать за ее жизнью, движением, слушать ее речь».

Позже Линч продолжает совершенствоваться в экспериментах с фрагментарными съемками и не оставляет попыток разобраться с двойственностью в людях, в фильме «Шоссе в никуда». Картина показывает зрителю два взгляда на одни и те же события в жизни главной героини.

Тема двойственности, которая так волновала Линча прослеживается и в «Малхолланд Драйв», уже с новыми загадками, которые под силу распутать только людям с пытливыми умами. Тем, кто умеет пользоваться своего рода «ключами», оставленными Линчем здесь повсюду. Например, цвета, синий – символ неба, спокойствия у режиссера, красный – крови, огня, страсти. После выхода «Малхолланд» не окупается в прокате, но позже, по итогам 2000-х годов был признан лучшим фильмом десятилетия многими авторитетными изданиями.

Дэвид Линч
Дэвид Кит Линч

«Зло и добро нераздельно существуют на протяжении всего времени, но при спокойном ритме жизни они находятся в балансе. А теперь по вине масс-медиа на нас вываливается столько, что людям стало очень сложно справляться», говорит Дэвид о другом своем кинотворении, картине «Внутренняя империя».

Картина показывает пагубное, разрушающее влияние телевидения, газет на человека. Свое видение проблемы, мэтр выразил в трехчасовом фильме «Внутренняя империя», представленного на Венецианском кинофестивале. За этот фильм после первого фестивального показа Дэвид Линч был удостоен награды «Золотой лев».

Самым отличным от других творений мастера стал фильм «Простая история», получившийся простоватым, и нетипичным для режиссера, в первую очередь из-за прямолинейности сюжета, поэтому фильм вызвал недоумение уже у поклонников. Но от этого Дэвида Линча, главного мистификатора Голливуда, как называют его коллеги, не стали меньше любить и смотреть.

«Есть такая цитата, — говорит Дэвид, — «Весь мир – это и есть моя семья». Огромнейший привет всем! Занимайтесь любовью, пейте кофе, получайте удовольствие от жизни. И не нужно повторять дурацких фраз об отличиях между народами. Мы все — одна большая семья».


Автор — Юлия Наса