Пришествие зла в мир - версия Дэвида Линча

Пришествие зла в мир — версия режиссера Дэвида Линча

Всю свою жизнь и всем своим творчеством Дэвид Линч занимался очень важным делом. Он искал то, из-за чего, или с помощью чего, в людях и в самой жизни возникает Зло. Да, именно этим! Это – главная идея всех его работ, будь то фильмы, сериалы, рекламные ролики, картины. И каждому, кто смотрел их все, или хотя бы часть, становится понятным одно: Линч нашел то, что искал – первопричину, источник. И нашел его очень глубоко, в самой основе, в земле, на дне человеческого естества, ставшего питательной средой для его успешного взращивания.

Но даже после того, как ты понимаешь, принимаешь его образ мыслей, его символику, проще не становится. Ибо ничего конкретного, понятного они в себе не заключают. Бомбы, яйца, личинки, черно-белая палитра, разгуливающие на свободе демоны, Красная комната – список образов Линча бесконечен. А его сюрреализм словно говорит: не все так просто, как кажется. И ответов вы никогда не получите, даже если пересмотрите весь «Твин Пикс» в прямой и обратной последовательности.

В новой главе сериала Линч показал главное: зло – это не только духовный, бесплотный, если хотите, абстрактный аспект, но и технологический. Развитие науки и ядерные технологии дали ему возможность разрастись до вселенских размеров, приняв форму общечеловеческой катастрофы. Гнилое нутро людей было лишь последствием, почвой для Боба. А появился он через свет, звук, цвет, через яркую вспышку, отравившую раз и навсегда не только землю, но и человеческую плоть.

И в центре всего этого, под аккомпанемент самой подходящей песни на свете, возникает главный образ сериала, сохранивший свое значение и в старых сезонах, и в новой части. Это Лора Палмер, пережившая самый страшный кошмар своей жизни, исходящий от самого близкого человека на свете – отца, поступившего настолько противоестественно, что от мысли об этом хочется повторно выжечь всю планету ядерной вакханалией. По сути, поступок отца – это самое настоящее убийство, даже не тела – души. И жертвы этого убийства появляются в Твин Пиксе и сей день, в нынешнее время!

Линчу всегда было наплевать на телевизионные каноны. Не они диктовали ему условия, а он им. И по сегодняшний момент он остается верен себе: Линч не объясняет, он просто показывает. И на «сцене» (той самой, из «Головы-ластика») перед нами проходит безумная вереница образов – магазинчик, бомжи-демоны, мерцающие вспышки, жуки-личинки, изуродованные души, люди (или не люди), догадывающиеся обо всем. И с каждой новой серией этого шедевра понятней не становится. А Линч и не хочет своим творением облегчить нам жизнь. Ведь она далеко не проста в его понимании.

Авангард, сюрреализм, модерн, постмодерн, постапокалипсис… Пусть критики сходят с ума, пытаясь классифицировать данное Творение. Пусть поклонники сорвут не одну сотню ногтей, пытаясь вручную докопаться до истины. Линч выше всего этого. И смотрит он не сверху вниз, а изнутри наружу. И от этого становится еще страшнее, как в тот самый момент, когда Боб первый раз появляется на поверхности зеркального отражения!

Инопланетное инфицирование невинности, начавшаяся в сороковые годы прошлого века, и, как следствие, тотальная деградация мира. Вместо того, чтобы искать зло в других, нужно искать внутри себя. И смотрится это невероятно актуально!

Слияние двух сущностей – Лиланда и Боба, разрыв и объединение их реальностей, жертвой которого и стала Лора. Годами она видела своего отца насквозь, чувствовала его суть во всех смыслах этого слова. И это «знание» отравляло не только ее, но и все окружающее. Боб сотворен людьми. А теперь мы начинаем сомневаться: а не самой ли Вселенной, когда стали свидетелями его «творения». Но, ни одно семя не в состоянии выжить без благодатной почвы. И такую почву предоставили новорожденному Бобу именно тела и души людей, принявших его «с распростертыми объятиями».

И вот мы видим двух детей, пытаемся определить, кто же они на самом деле – чистая душа мира, реальные Адам и Ева, испытавшие на себе весь ужас коварного «соблазнения». Конечно, они могут быть родителями Лоры. Или нет? Или это аллегория, образы, символы, духи, бродящие по земле, как вечное напоминание о попранной, растоптанной, жертвенной невинности, потеря которой и есть основа всего сущего, и есть основа, стоящая на границе Добра и Зла…